Инрэко ЛАН

inreco_lan


Группа компаний «Инрэко ЛАН»

«Инрэко ЛАН» — интеллект вашего бизнеса


Previous Entry Поделиться Next Entry
О чем нужно помнить, создавая инсталлятор
Инрэко ЛАН
inreco_lan

Создавая тиражируемый программный продукт, разработчикам приходится выбирать в каком виде и что предоставлять пользователям. Наиболее привычной формой распространения программ в Windows-системах является дистрибутив.
Технические особенности создания зависят от выбранной системы инсталляции, особенностей программы, необходимости установки и использования дополнительных компонент, драйверов и т.д.
Но есть несколько общих принципов. Рассмотрим их далее на примере TeamAlerts.

Выбор программы для создания инсталлятора а зависит от требований к установке и навыков программиста

Вместо того, что бы создавать дистрибутив первым, попавшимся под руку, средством, посмотрите обзоры и сравнения, оцените требования, и обратите внимание на общественное мнение (список можно посмотреть тут).
Например, сейчас считается, что дистрибутивы для Windows, требующие наличия прав администратора для изменений в реестре и системных папках, лучше создавать с помощью Windows Installer (*.msi), а простые инсталляционные версии могут быть стандартным *.exe файлом, созданным практически в любой системе создания инсталляторов. И причина тут не только в технических возможностях, но и в моде. Об этом нельзя забывать, создавая в перспективе популярный продукт.

Параметры операционной системы пользователя и разработчика могут сильно отличаться

Раз Windows позволяет что-то менять и настраивать, то нужно рассчитывать на то, что этой возможностью пользуются. Например, операционная система не обязательно установлена на диске C, на русской операционной системе основной язык может быть японский и т.д.
Нельзя ориентироваться на настройки по умолчанию. Используя любой путь, переменную среды, название, ключ реестра, драйвер, сначала проверьте их существование и доступность.
Переименовывая или перемещая что-то, сбрасывая настройки в режиме администратора, предупредите пользователя. А ещё лучше вообще не меняйте существующие настройки.

Тестирование никогда не лишнее

Не ленитесь проверять работу инсталлятора на нескольких виртуальных машинах. Отпустите фантазию и сделайте параметры тестовой среды различными. Используете тесты с максимально возможным покрытием.

Создавайте простые интерфейсы и задавайте понятные вопросы

Если в процессе установки от пользователя требуются ответы на вопросы или выбор каких-либо параметров, старайтесь чтобы было понятно, что требуется и зачем.
В диалоговых окнах инсталлятора есть зоны, традиционно используемые для разных целей.

Рис. 1 – Зоны мастера установки
Рис. 1 – Зоны мастера установки
1 – Название шага инсталлятора;
2 – Краткие сведения о том, что нужно сделать;
3 – Возможные варианты действий.
Если пользователь по каким-то причинам передумал устанавливать программу и нажал кнопку «Cancel», то установка должна не прерваться, а именно корректно отмениться. Созданные папки – удалиться, настройки вернуться в исходное состояние и т.д.
Дайте пользователю возможность следить за процессом
Любая установка занимает некоторое время. Покажите пользователю прогресс-бар или список совершаемых действий.
Рис. 2 – Прогресс-бар установки
Рис. 2 – Прогресс-бар установки

Ещё лучше продублировать процесс установки записью лога. В Windows приято такие логи записывать в папку temp, проверив её расположение и название в переменных среды.

Помните о красоте

Программы для создания дистрибутивов по умолчанию вставляют свои стандартные иконки и графику, но гораздо солиднее смотрятся оригинальные изображения в стиле программного продукта. Оригинальные заставки, иконки, сплэш-скрины, логотипы оставляют приятное впечатление о программе и запоминаются.

рис. 3 – Визуальный стиль приложения
рис. 3 – Визуальный стиль приложения

Предложите выход на случай проблем с установкой

В случае неудачной установки нужно предложить варианты решения проблемы:
- что нужно попробовать изменить (если источник проблемы известен);
- какие вообще могут быть источники ошибки (если есть уверенность, что пользователь справится самостоятельно);
- куда можно обратиться за поддержкой (сайт, email, телефон).
Кстати, в такой ситуации пригодится записанный ранее лог.

Не забудьте про деинсталлятор

Хороший деинсталлятор такая же важная часть программного продукта. Удаление должно быть корректным во всех случаях, даже если пользователь что-то попытался удалить вручную или переместил.
рис 4. – Процесс деинсталляции

рис 4. – Процесс деинсталляции
 

В создании инсталлятора принимали участие:
Разработчики - Сергей Крючков, Сергей Лакеев
Дизайнер – Михаил Палкин


Автор: Ирина Лагерь

Оригинальная статья в копроративном блоге.

?

Log in

No account? Create an account