Инрэко ЛАН

inreco_lan


Группа компаний «Инрэко ЛАН»

«Инрэко ЛАН» — интеллект вашего бизнеса


Previous Entry Поделиться Next Entry
Зависит ли качество результата от опыта исполнителя?
Инрэко ЛАН
inreco_lan
Многим кажется, что чем больше у человека или компании опыта, тем более качественно будет выполнена работа. Действительно ли это так?

Для начала определимся, что же такое качество. Не буду вдаваться в детали и словарные определения, поскольку понятие широкое и не всегда измеримое, но, тем не менее, оцениваемое. Именно, на измерении или оценке качества остановимся чуть подробнее. Самым распространенным критерием служит нормированное количество ошибок, например, на строчку программного кода, на страницу документа и т.д. Так что, говоря о качестве, я подразумеваю, не просто какое-то эфемерное понятие, а именно, измеримую и оцениваемую характеристику. Например, как оценить качество документа? Понятно, что первой и самой простой характеристикой может быть количество орфографических и грамматических ошибок на страницу или строчку документа. Далее можно оценивать качество проработки материала, например, оценить полноту и точность информации. Можно придумать и другие величины. Судить о качестве документа по размеру шрифта нельзя, при условии, что для данного типа документа не определен отраслевой стандарт. Если стандарт все-таки есть, и шрифт документа ему не соответствует, значит, можно говорить о сниженном качестве и т.д. То есть качество, если сильно постараться, всегда можно измерить.

Теперь вернемся к самому вопросу… Понятно, раз я задаю вопрос "зависит ли качество от опыта", значит, в самом вопросе уже есть какой-то подвох. Многие компании, которые набирают себе сотрудников в штат, или организации, ищущие исполнителя для выполнения какой-нибудь контрактной работы, в первую очередь смотрят послужной список кандидата. Чем больше регалий, и разных громких должностей и выполненных проектов, тем выше становится стоимость контракта или сумма заработной платы.

Насколько такой подход оправдан?

Для более точного ответа вернусь к моему не так далекому прошлому, когда я работал менеджером ИТ-проектов. Долгое время я не мог установить зависимость между опытом работы человека, и его производительностью и качеством. Были ребята, которые абсолютно ничего не умели делать, но почему-то их медленная в первое время работа (медленная в силу объективных обстоятельств) вызывала гораздо меньше нареканий, чем работа сложившихся специалистов с большим и серьезным опытом. Бывали ситуации, когда сотрудник с гуманитарным мышлением, не имеющий ничего общего с технической сферой, при поручении ему технической задачи (ну бывают такие ситуации) справлялся с ней лучше любого технаря. Вроде бы фантастика.

Однажды я прочитал книгу Стива Макконнелла "Совершенный код" и нашел там результаты очень интересных исследований. В частности, в конце 60-х были изучены профессиональные программисты с 7-ми летним стажем. Оказалось, что соотношение между худшим и лучшим временем написания программы составило 20:1, соотношение размера программы – 5:1, соотношение скорости выполнения – 10:1. Таким образом, в ходе исследования не было обнаружено взаимосвязи между опытом программиста и качеством кода и, что довольно-таки неожиданно, производительностью. В книге Макконела приводятся ссылки на другие похожие исследования.

Результаты этих исследований относятся не только к программированию, но и к любым другим областям нашей жизни.

Все это говорит о том, что качество является индивидуальной внутренней характеристикой человека и не зависит от его опыта. Если к вам пришел человек, который неаккуратно делает документ, возможно, он сможет, благодаря выстроенной системе наказаний и поощрений, выдавать более-менее приемлемый результат, но, если ему будет поручено решать вопрос, например, в продумывании рекламной компании, он сделает этот также плохо, как это было в самом начале с документами. И здесь не помогут ни наказания, ни поощрения.

Все эти рассуждения можно спроецировать и на макроуровень взаимодействия компаний. Тут, конечно, все сложнее, но, в конечно итоге, если у компании есть высокий уровень качества, и она берется за работу, в которой имеет незначительный опыт, то результат будет не хуже, чем у более опытной компании.

Так что самое важное работать с теми и брать на работу только тех, у кого действительно есть внутри ощущение качества (именно ощущение качества, а не болезненный перфекционизм). Это будет дешево и сердито. А если у кандидата есть и то и другое - и опыт, и качество, то можно сказать, что вам повезло.


Автор: Владимир Печерских

Оригинальная статья в копроративном блоге.

  • 1
Владимир, а как вы посоветуете определять человека, у которого "действительно есть внутри ощущение качества"?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account